Все конференции
02.11.2020

Проект строительства четырех ледоколов на СПГ, который обсуждается уже три года, может сорваться. Экспериментальные проводки газовозов на восток с участием атомных ледоколов позволили НОВАТЭКу и ФГУП «Атомфлот» пересмотреть концепцию ледокольного обеспечения проектов. В компании полагают, что с учетом продления ресурсов и обновления флота новые СПГ-ледоколы могут не понадобиться. Эксперты уточняют, что ледоколы на СПГ могли бы закрыть потребности в Карском море, высвободив более мощные суда для работы на востоке

НОВАТЭК так и не принял решение о строительстве ледоколов на СПГ, рассказал директор департамента морской транспортировки компании Александр Семенов на конференции PortNews. Он отметил, что в мае два газовоза с грузом НОВАТЭКа и атомными ледоколами совершили самую раннюю в истории проводку в восточном секторе Севморпути. «Погода позволяет, климат меняется, и наши газовозы себя очень хорошо показывают,— заверил топ-менеджер.— Почти весь путь они прошли сами». Господин Семенов пояснил, что эти рейсы дали уникальный опыт, который «заставляет пересматривать концепцию ледокольного обеспечения арктических проектов». Экспериментальные рейсы планируется продолжить в январе—феврале. «Возможно, нам не потребуется такого количества ледоколов, как планировалось раньше»,— уточнил топ-менеджер.

По его словам, сейчас НОВАТЭК проводит оценку достаточности ледокольного флота с учетом программ его обновления для обеспечения проектов самой компании и других грузоотправителей Арктики, например «Газпром нефти» и ГМК «Норильский никель». «Пока нет ответа, будем ли мы их (ледоколы на СПГ.— “Ъ”) строить. Поймем после того, как эту концепцию с «Атомфлотом» отработаем и сформируем»,— пояснил господин Семенов.

Строительство ледоколов на СПГ мощностью 40 МВт каждый обсуждается с 2017 года. Планировалось заказать четыре судна для работы в Карском море и Обской губе. Исходно инициатива исходила от «Атомфлота», по его заказу финская Aker Arctic Technology разработала тендерный проект. В НОВАТЭКе говорили и о собственных заказах СПГ-ледоколов.

В сентябре 2018 года компания и «Росатом» заключили соглашение о намерениях по созданию СП и сотрудничестве в разработке, финансировании и реализации проекта по строительству флота СПГ-ледоколов, судов портового флота и снабжения. Но позже глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон уточнял, что управлять СПГ-ледоколами будет СП НОВАТЭКа, «Совкомфлота», COSCO и Фонда Шелкового пути — «Морской арктический транспорт».

Стоимость четырех ледоколов в 2019 году оценивалась в 60 млрд руб. Среди возможных исполнителей заказа назывался Выборгский судостроительный завод (входит в ОСК) в кооперации с финской Helsinki Shipyard Oy, дальневосточная «Звезда», а также китайский Hudong в кооперации с корейскими Samsung или Hyundai. Источники “Ъ” в «Росатоме» при этом утверждали, что «в долгосрочной перспективе и с учетом полного цикла» атомный ледокол экономичнее, чем судно на СПГ.

Один из собеседников “Ъ” добавляет, что есть разработки атомных ледоколов с одной реакторной установкой для шельфа, их можно было бы переформатировать и для других работ.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев признает, что адекватно оценить потребность в ледоколах на обеспечение круглогодичной транспортировки СПГ на восток по Севморпути в заявленном объеме 21,7 млн тонн в год на базе имеющихся данных просто невозможно. Более понятная картина появится по итогам экспериментальных рейсов в январе—феврале и мае, отмечает эксперт.

По его мнению, индикативный показатель — это семь атомных ледоколов, но все зависит от тактики проводок. Газовозы, строящиеся для «Арктик СПГ 2», отмечает эксперт, будут обладать лучшей ледопроходимостью, но потребность сохранится на лимитирующих участках — в проливе Вилькицкого, на Айонском ледяном массиве и т. п. В будущем, полагает господин Григорьев, неатомные ледоколы, в том числе на СПГ, могут работать в Карском море и его губах, заливах и впадающих реках, высвободив шесть атомных ледоколов для восточного направления.


Источник: https://pro-arctic.ru/

← Назад